Moser-zoo.ru

Зоо мир
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

А с хомяков фото

Алексей Хомяков: философ русской самобытности

На закате «Перестройки» православное общество столкнулось с не вполне характерной для него задачей. Казалось бы, годы гонений прошли, уже не было необходимости прятать нательные крестики, также как и ходить в храм, озираясь, «огородами». Более того, Священное Писание, давеча покупаемое у спекулянтов за две зарплаты, уже можно было совершенно бесплатно обрести у многочисленных заезжих миссионеров. Да и мудрый и степенный новопреставленный Патриарх Пимен с молодым и деятельным новопоставленным Патриархом Алексием регулярно выступали с голубых экранов Центрального Телевидения.

Но в то же время среди православных стали появляться серьезные расхождения, касающееся не только и не столько вопросов сугубо внутрицерковных. У многих появилась потребность в открытой социально-политической рефлексии (а у иных и деятельности), преломленной через призму православного миропонимания. Однако именно это и стало основой для разделения социально-рефлексирующих верующих на несколько «лагерей», ключевые из которых, по аналогии с политическими, принято называть «либеральным» и «консервативным».

Разумеется, устойчивые штампы, согласно которым церковные «либералы» хором читают Бердяева и Шмемана, помышляя об экуменизме и переводе богослужений на русский язык, а «консерваторы» молятся на портреты Победоносцева и Тихомирова (разумеется, оных не читая), мечтая о Самодержавии, Народности и посрамлении (а еще лучше – уничтожении) еретиков и иноверцев – имеют мало общего с реальностью. С другой стороны, основные тренды, в целом, выявлены верно – христианско-универсалистский и православно-самобытнический, хотя к «либерализму» и «консерватизму» основы обоих имеют очень отдаленное отношение.

И именно на последнем мне бы сегодня хотелось остановиться немного подробнее, не вдаваясь в детали разногласий, но рассмотрев один из истоков самобытнического направления в православной социальной и историософской мысли – большинству известное еще со школьной скамьи славянофильское движение середины позапрошлого века. Сделаю я это на примере одного из его основателей – великого русского мыслителя Алексея Степановича Хомякова, 150-летний юбилей памяти которого мы отмечаем сегодня.

Родился Алексей Хомяков 1 (13) мая 1804 года в семье представителя древнего дворянского рода (корни Хомяковых уходят в XVI век, хотя, по некоторым данным, сам род намного древнее), отставного гвардии поручика. Степан Хомяков, по описанию современников, отнюдь не придерживался почвеннического мировоззрения, но, напротив, был страстным англоманом и даже входил в число основателей знаменитого Английского Клуба в Москве. Однако другая страсть владела им куда сильнее – отец А.С. Хомякова был одержим карточной игрой и, в итоге, в своем же клубе, он проиграл почти все семейное состояние, больше миллиона рублей. После этого, как метко подмечает Сергей Хоружий в своей книге «Современные проблемы православного миросозерцания», «…в семействе произошла гендерная революция: мать философа, Мария Алексеевна Киреевская, дама сильного, властного, гордого характера, отстранила мужа от ведения дел и стала сама главою дома».

Нельзя сказать, чтобы эта «революция» отрицательно повлияла на формирование юного Алексея, который в итоге получил великолепное образование, позволившее в 1819 году 15-летнему Хомякову перевести с латыни очерк Тацита «Германия» (отрывок из перевода спустя 2 года был опубликован в «Трудах общества любителей российской словесности» при Московском университете). А уже в 17 лет Алексей сдал в Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. Разумеется, историческая степень не вполне соответствовала современной, однако здесь Хомякова можно сравнить, разве что с «кумиром» «православных универсалистов» Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Последний был утвержден в кандидатской степени «лишь» в 20 лет.

Но далеко не это самое удивительное в начальном периоде хомяковской биографии. В итоге, так и не став ученым-математиком, молодой кандидат наук поступил на военную службу (сначала в Астраханский кирасирский полк, но через год перевелся в Петербург в конную гвардию, где увлекся поэзией – первые стихотворения молодого поэта увидели свет в альманахе Рылеева и Бестужева «Полярная звезда»). Но в 1825 году, не дожидаясь декабристского мятежа, в котором принимали участие и близкие знакомые Хомякова, молодой поручик оставил в 1825 году, уехав за границу.

Вдали от Родины Алексей Хомяков, еще до этого сблизившийся с кружком «любомудров», активно изучал немецкую классическую философию (в основном, И. Канта, И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга), занимался живописью, а также написал историческую драму «Ермак». И здесь очень важно отметить, что в мировоззрении молодого мыслителя в тот период западные философские влияния достаточно органично сочетались с глубокой православной религиозностью и искренним патриотизмом. Как позднее напишет в своих воспоминаниях о Хомякове его личный друг – другой славянофил «первой волны» Александр Кошелев: «Я знал Хомякова 37 лет, и основные его убеждения 1823 г. остались те же и в 1860 г.».

В 1828-1829 годах Хомяков из патриотических побуждений добровольно принял участие в русско-турецкой войне (участвовал в боях в Белорусском гусарском полку, был отмечен наградами за храбрость и мужество). По окончании войны А.С. Хомяков вышел в отставку, решив заняться хозяйством в своих имениях Тульской, Рязанской и Смоленской губерний, а также литературным трудом. Одним из первых сочинений 30-х годов стала вторая историческая драма «Дмитрий Самозванец». Однако я не стану останавливаться на драматургическом и поэтическом творчестве мыслителя, но перейду непосредственного к его социально-политическому, историософскому и богословскому творчеству, принесшему А.С. Хомякову всемирную известность.

В течение 30-х годов XIX века у мыслителя сложилась стройная система взглядов, которую несколько позднее критики назовут «славянофильством», термином, который сами ранние славянофилы использовали крайне редко. Итогом мировоззренческой эволюции Хомякова стало написание им статьи «О старом и новом», изначально не предназначавшейся для печати и прочитанной зимой 1838-1839 гг. на одной из «сред» И.В. Киреевского в Москве. Именно в этой работе Хомяковым были обозначены ключевые темы дальнейших дискуссий славянофилов и западников: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в её теперешнюю организацию. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

Читать еще:  Фото джунгарских хомяков маленьких

Не буду вдаваться в детали той внутриславянофильской полемики, которая возникла после прочтения Хомяковым этой статьи, замечу лишь, что другой выдающийся родоначальник славянофильства – хозяин вышеупомянутых «сред» Иван Киреевский написал на нее развернутый ответ. Полагаю, что тем читателям, которые уже одолели первую половину моего очерка, было бы небезынтересно познакомиться с обоими текстами не в пересказе.

Свои историософские взгляды Алексей Хомяков изложил в уникальном для того времени произведении «Семирамида», увы, так и незаконченном, но при этом самом большом по объему творении мыслителя. В «Семирамиде» мыслитель предпринял попытку систематического изложения смысла мировой истории, попытку, на тот момент сравнимую разве что с «Философией истории» Гегеля.

История у Хомякова представлена в виде многовековой борьбы двух противоположных духовных начал, названных им по именам двух древних цивилизаций «иранской» и «кушитской». Первое из них является символом свободы духа, второе – «преобладания вещественной необходимости». При этом сам А.С. Хомяков не абсолютизировал то или иное начало, но отмечал относительность данного деления, полагая, что «История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий». И в то же время, единственным народом, сохранившим вплоть до XIX века иранский культурный и религиозный тип, мыслитель считал русский народ. При этом, критикуя Запад, Алексей Хомяков отнюдь не идеализировал российское прошлое, хотя и уповал на «воскресение Древней Руси», хранившей православный идеал соборности.

И именно на соборности, как одной из ключевых категорий философского и богословского творчества Хомякова (более того, он первым внес эту категорию в русский философский дискурс), стоит остановиться несколько подробнее, поскольку именно в соборности, по мнению мыслителя, и заключается основа русской самобытности. Разумеется, сам соборный идеал изначально не является чисто общественным, социальным, но зиждется на вероисповедном принципе, заключенном в девятом, экклесиологическом, члене «Символа веры»: «[Верую] во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Но, исходя из именно этого идеала, по мнению Хомякова, должна выстраиваться (а, если быть точнее, то «нисходить») социальная вертикаль – благодатное органическое единство верующего народа на основе Православной веры. В данном случае, помимо историософских произведений Хомякова имеет его крайне важный текст 40-х годов, опубликованный лишь в 1864 году, то есть уже после смерти автора. Это – относительно небольшая статья «Церковь одна», в которой Хомяков катехизически изложил собственное видение Церкви как живого организма: «Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».

При этом очень важно отметить, что в основе своей критике Запада, а, точнее, западного общества Хомяков затрагивает очень важный гносеологический момент: отвергая с, по сути, интуитивистских позиций западный рационализм (опять-таки «кушитское» начало), мыслитель обосновывает необходимость цельного знания (т.н. «живознания»), источником которого также выступает соборность («совокупность мышлений, связанных любовью»). При этом в качестве основы западного отвержения «живого знания» Хомяков совершенно справедливо вычленяет католицизм, который, начиная еще с досхизматических времен (в частности, Блаженного Августина), пошел по сугубо рационалистическому пути.

Критикуя католицизм, Хомяков отмечал в последнем такой существенный недостаток, как ничем не ограниченное господство иерархии. С точки зрения мыслителя, то, что западная церковь фактически превратилась в институт власти, в корне противоречит духу христианского учения. С другой стороны, западный протестантизм в еще большей степени противоречит христианскому идеалу, поскольку является отступлением от апостольских и святоотеческих канонов и проявлением крайнего религиозного индивидуализма.

И в то же время, А.С. Хомякова нельзя назвать консервативным мыслителем. Так, он был последовательным сторонником реформирования России, в некоторых моментах более радикальным, чем некоторые либералы-западники. При этом, оставаясь славянофилом, он был противником западнического идеала «правового государства», справедливо считая основой общественной жизни не право, но нравственность. При этом, как и многие либералы, он выступал за освобождения крестьян с землей (что для того времени было очень радикальным суждением), а также выступал против цензуры, за свободу слова и печати.

На этом основании Николай Бердяев пришел в итоге даже к такому парадоксальному выводу, как: «Хомяков был, в сущности, либералом и демократом с народнической и антигосударственной окраской». Однако категоричность сего суждения осталась на совести талантливого, но очень часто противоречивого и непоследовательного автора (который, кстати, отнюдь не осуждал Хомякова, но, напротив, «защищал» от во многом вполне обоснованной критики со стороны священника Павла Флоренского).

И в то же время сам А.С. Хомяков, безусловно, считал православную монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, хотя при этом выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате западнических реформ Петра I.

К сожалению, Хомяков прожил не столь долгую жизнь, а потому не смог ответить на многие вопросы, которые были заданы ему уже после его кончины. Скончался же мыслитель исключительно по-христиански. Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, он заразился и очень быстро болезнь его сломила. Скончался Алексей Степанович 23 сентября (5 октября) 1860 года в своем родовом селе Спешнево-Ивановском, после чего его прах был перевезен в Москву и погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря.

В 1931 году прах Хомякова перенесли на Новодевичье кладбище. И, по некоторым данным, когда тело Алексея Степановича эксгумировали, оно оказалось нетленным. Хотя одно это, конечно же, не является основанием для канонизации, о необходимости которой несколько лет назад поговаривали некоторые исследователи жизни и творчества этого великого русского философа.

Читать еще:  Хомяки джунгарики уход и содержание

Тайны личной жизни Алексея Хомякова

13 мая исполняется 205 лет со дня рождения нашего земляка Алексея Степановича Хомякова, человека удивительной и сложной судьбы.

13 мая исполняется 205 лет со дня рождения нашего земляка Алексея Степановича Хомякова, человека удивительной и сложной судьбы.

Полиглот и славянофил
О его жизни, любви и семье рассказывает директор историко-художественного музея А. С. Хомякова Ольга Михайловна Сторожко.
Алексей Хомяков родился 1 (13) мая 1804 года в семье богатых тульских дворян Степана Александровича и Марии Алексеевны. Отец Хомякова был слабовольным человеком и игроком, он про-играл более миллиона рублей. Главой же семьи была мать, властная и энергичная женщина.
Блестящее светское образование Алексей и его брат Федор получили дома. Их учителями были профессора московских университетов. Тягу к языкам Алексей унаследовал от отца, который владел тремя иностранными языками. Правда, полиглот Алексей Хомяков выучил 32 языка!
Мария Алексеевна воспитала сыновей в строгой преданности православной церкви. Такое воспитание определило жизнь Хомякова. Впоследствии его мысли оформились в теорию славянофильства (культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия).


Алексей Степанович Хомяков в одиночку воспитал семерых детей,
причем ни на день он не переставал работать в своей богучаровской усадьбе.

В Богучарове росли бананы и ананасы
Алексей Хомяков зиму проводил в Москве, а с ранней весны и до поздней осени жил в усадьбе Богучарово Тульской губернии. Эту усадьбу очень любила и Мария Алексеевна.
Хомяков был грамотным помещиком. Он заботился об усадьбах, уважал труд крестьян и постоянно что-то придумывал, чтобы облегчить им жизнь. Например, совершенствовал сеялки и веялки. В Богучарове на 77 гектарах располагались винокуренный завод и фруктовые сады. Хомяков сам сажал яблони, груши, вишни, кусты смородины. А в оранжереях вызревали бананы и ананасы!
Хомяков «имел глубокие познания в 15 научных областях». В Европе он изучил архитектуру, а позже принял участие в проектировании Сретенского храма в Богучарове. У Хомякова есть труды по богословию, он писал стихи и драматические произведения, лечил людей, был иконописцем. Не зря современники называли его великим.


Екатерина Хомякова заболела и умерла совсем молодой — ей было всего 35 лет.

Мать велела хранить целомудрие
Однажды Мария Алексеевна призвала своих юных сыновей и взяла с них клятву хранить целомуд-рие до вступления в брак. Алексей и Федор не смели ослушаться. К сожалению, Федор Хомяков погиб в 27 лет при невыясненных обстоятельствах. Он так и не успел жениться. А у Алексея был печальный опыт: Его угораздило влюбиться в московскую красоткуА. О. Смирнову. За ней ухаживало много блестящих молодых людей. Хомяков сделал сердцеедке предложение, но она отказала.
Второй раз предложить даме руку и сердце Хомяков решился только после встречи с Катенькой Языковой, сестрой поэта Николая Языкова. Кате было 19 лет, Хомякову — 32 года. Он увидел ее на одном из московских вечеров и сразу влюбился. Хомяков посватался к ней, и Кити приняла предложение. 5 июля 1836 года они венчались. В день свадьбы он был перед ней чист так же, как и она перед ним.


Так выглядела усадьба Алексея Степановича Хомякова в Богучарове в середине XIX века.
Картина написана тульскими художниками И. Путятиным и Э. Шурлаповой.


Сейчас в усадьбе Хомякова работает музей, посвященный жизни великого земляка.

Болезнь и смерть
В счастливом браке родились девять чудесных детей. К сожалению, двое старших сыновей, Степан и Федор, умерли от скарлатины в одну ночь. С той ночи Алексей Степанович начал седеть.
Хомяковы прожили в браке 16 лет. Однажды Екатерина Михайловна сильно простудилась, врачи не смогли ее спасти. 35-летняя женщина в это время была беременна десятым ребенком:
На Хомякова свалилось огромное горе. К тому же на него легли все заботы о детях: старшем сыне Диме, дочерях Маше, Катерине, Сонечке, Оле и Анне, младшем Николеньке (ему только исполнился годик).
Хомяков пережил свою жену на восемь лет. Все эти годы он ни на минуту не забывал о ней.
Алексей Степанович умер 23 сентября 1860 года в селе Ивановское Рязанской губернии. Здесь он лечил от холеры крестьян, заразился и умер. Хомякова похоронили в Москве, в Даниловом монастыре, но в 30-е годы XX века останки Хомякова и его жены были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Знаете ли вы, что.
Дело отца продолжил старший сын

После смерти Алексея Степановича имение унаследовал старший сын Дмитрий.
Он продолжил дело отца, был хорошим помещиком, приумножил богатство семьи, украсил усадьбу. При нем были пристроены два флигеля, людская.
А в честь 90-летия отца Дмитрий построил колокольню — уменьшенную копию кампанеллы собора Святого Марка в Венеции.

Все в музей!
Историко-художественный музей А. С. Хомякова: Тульская область, Ленинский район, поселок Октябрьский (Богучарово), тел. 8-(4876)79-30-41. Режим работы: с 10.00 до 17.00. Выходные — пн., вт.

Хомяк — кто это?

Что хомяков заводят, как домашнего животного знают многие, но не все знают кто это, к какому семейству они относятся, также мало кто сможет ответить на вопрос – хомяк млекопитающее или нет? Рассмотрим более подробно кто это такой, его особенности, как он выглядит, и узнаем много интересного об этих животных.

Хомяк – описание животного

Хомяк является млекопитающим животным, относится к семейству хомяковые.

  1. Этот грызун имеет небольшие размеры при этом телосложение довольно плотное.
  2. Бегает на четырёх лапках с острыми коготками.
  3. Голова небольшого размера и округлой формы, мордочка немного заострена.
  4. Ушки могут быть мелкими или, напротив, большими, к примеру, как у полевых грызунов.
  5. Также можно увидеть длинные усики, тёмные как бусинки глазки и зачастую небольшой хвостик от 4 мм и до 24 см в длину, в зависимости от вида животного. Хвостик может быть голым или пушистым. Посмотрев на фотографии хомяка разных пород, становится понятно, что они кардинально могут отличаться друг от друга. Те особи, которые приручены и проживают в домах в качестве домашних любимцев, обычно имеют весьма крохотные размеры. Джунгарики , именно их чаще всего заводят люди, прячутся в ладошке, немного крупнее животные сирийской породы, но и они отличительно мелкие.
  6. В зависимости от вида животного длина его тела также может варьироваться.
  7. Половые признаки не особо хорошо выражены. У некоторых видов самка совсем немного крупнее, нежели самец.
  8. Стоит отметить, что у этих животных недостаточно хорошее зрение при этом слух и обоняние очень хорошие. Между собой они общаются при помощи ультразвуков и писков, мы способны их слышать .
  9. У этих крошек по 16 зубов, из них 4 – это передние резцы, они располагаются парно сверху и снизу, также 12 зубов являются коренными. Интересной особенностью является то, что зубики не перестают расти, как обычно мы привыкли. Они всегда растут. В природе животное самостоятельно об этом беспокоится, а вот при домашнем содержании об этом должен думать владелец, предлагая крошке специальные минеральные камни, веточки деревьев. Крепкая эмаль на зубах только с передней стороны, а вот с тыльной стороны эмаль практически отсутствует, слой очень тонкий.
Читать еще:  В каком возрасте спариваются сирийские хомяки

Отличительной особенностью многих грызунов данного вида являются защёчные мешочки. Это мышечные полости, которые расположены с обоих боков головы. Их можно увидеть на фотографиях, сбоку они также хорошо видны. Эти мешки плавно переходят в область шеи и плечевые зоны. Наверняка многие из мультиков знают, что эти мешочки животное использует в качестве своеобразной кладовки, здесь к рошк и складывают лакомства , дабы перенести её в укромное местечко или съесть позже. Мешочки весьма вместительные, за раз хомяк туда может поместить до 50 г.

Особенностью некоторых хомячков является то, что на внутренней стороне этих самых защёчных мешков имеются железы, они, кстати, производят довольно неприятный аромат, это такой секрет . Он способствует нормализации пищеварения, усилению иммунитета, а у детёнышей — это залог хорошего, правильного развития.

Как живут хомячки

По своему характеру эти животные являются одиночками, они довольно агрессивно настроены против других особей. Они всячески пытаются отстоять свою территорию. В дикой природе их владения могут находиться на территории площадью до 10-12 га.

Справка. Не имеет значение, каковы размеры противника, этот кроха всегда готов постоять за свои владения.

Степные грызуны вполне могут напасть на человека, их фотки вы можете увидеть ниже. Укусы от их зубов весьма болезненные и вполне могут привести к заражению различными заболеваниями, раны бывают рваные.

Днём хомяки отдыхают, набираются сил, для того чтобы ночью начать активный образ жизни. Они отправляются на поиски запасов. Жилища этих грызунов находятся на расстоянии двух метров под землёй. Если почва не слишком плотная, зверёк постарается максимально глубоко оборудовать свой домик. В жилых камерах должно быть по три выхода. Две из дверей необходимы для комфортного перемещения, а вот третья ведёт в кладовую, где грызун сохраняет свои драгоценные запасы, которые он старательно собирает изо дня в день.

Справка. Обратиться к своим запасам животное может только в условиях холодного, морозного периода, когда еду негде достать, также это весна. В другое время он питается кормами, которые ежедневно находит.

Справка. Если около домика грызуна накопилась паутина, это свидетельствует о том, что жильё уже брошено, ведь они всегда ухаживают за своим домом.

Наверняка вы слышали о том, что хомяки предпочитают вести пассивный образ жизни в холод. Это правда, но не относится ко всем особям. Некоторые из них даже в зимний период ведут активный образ жизни. Природа о них позаботилась, их шёрстка становится белой, чтобы они были менее заметны, совершая вылазки по снегу.

Те особи, которые в зимнее время любят поспать, время от времени бодрствуют, в это время они подкрепляются запасёнными лакомствами. Только когда земля прогревается, хомяки окончательно просыпаются. Животное полакомится своими запасами, наберётся сил, и только после этого будет открывать выход из своей норы. Самцы немного раньше выходят из нор, нежели самки.

Интересно. Добрые отношения между разнополыми особями могут быть установлены только на брачный период.

Справка. Удивительно, что хомяки отлично плавают. Благодаря защёчным мешкам, которые они раздувают, держаться на воде как со спасательным жилетом.

Какой характер у хомячков

Какими мы знаем домашних хомячков? Это дружелюбные и приветливые крошки, которые любят сидеть на руках у своих хозяев, с удовольствием играются.

Важно. Нужно уважать границы животного, если он отдыхает, не нужно будить его и брать на руки. Резко проснувшись и испугавшись, животное, может вести себя агрессивно и неожиданно для хозяина.

А вот если вам пришлось повстречаться с диким животным, не стоит д е лать какие-либо попытки, дабы е го поймать или угостить каким-то лакомством. Такие ваши действия могут неблагоприятно закончиться. В дикой природе эти пушистики абсолютно не такие добр ож е лательные , ведь им приходится самостоятельно переживать о своей безопасности и добыче пищи.

Человека зверёк вполне может п осчитать хищник ом , который представляет реальную опасность. Хомяк будет всячески себя оберег ать и не посмотрит на то, что человек в разы превосходит его по размерам.

Даже приручённые хомячки агрессивно будут реагировать на желание человека проникнуть в их домик. Поэтому рекомендовано расселять животных в разные клетки, чтобы им не пришлось отстаивать свою территорию.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector