Как ежик готовится к зиме
Как проходит спячка ежей в домашних условиях?
Ежи очень активные и любознательные животные. Днём они отдыхают в своей норе. В ночное время зверьки выходят на охоту. Их активность зависит не только от времени суток, но и от времени года. С наступлением холодов они засыпают.
Животные, которые содержатся в домашних условиях, сохраняют свои природные инстинкты. Внутренние биоритмы заставляют их засыпать в определённое время. Как долго спят ежи зимой? Надо ли их готовить к спячке?
Причины спячки
Не все ежи, которые живут в естественной среде, впадают в зимнюю спячку. Не спят животные африканского вида, ушастые зверьки, которые обитают в тёплом климате. Они могут засыпать на несколько дней, но период активности у них продолжается целый год.
Прежде чем приобретать домашнего питомца, необходимо узнать, как зимуют ежи данной породы в домашних условиях.
В спячку дикие ежи впадают в конце осени, когда начинаются первые морозы. В домашних условиях температура постоянная, положительная, поэтому животные могут оставаться активными в течение всего года.
В конце осени насекомые, которые являются основным кормом для ежей, скрываются под землёй. Мыши и ящерицы тоже прячутся в своих норах. Корма нет. Это одна из причин спячки животных.
Второй причиной отсутствия активности ежей в зимнее время является плохая терморегуляция тела. Животные не могут выдерживать низкие температуры, несмотря на объёмный панцирь, покрытый иглами.
Чтобы сохранить тепло зимой, ежи выискивают для себя глубокие норы, принимают определённую позу во время сна.
Подготовка к зиме
В конце лета и в начале осени ежи интенсивно питаются. Они накапливают жир, который расходуется в период покоя. За зиму зверьки теряют до 20% своего веса.
Если масса тела не достигнет своего максимума, в соответствии с породой, то животное может не проснуться. Масса взрослой особи европейского вида достигает 1,7 кг.
Если в качестве домашнего питомца был приобретён ёжик европейского вида, то надо быть готовым, что зимой он привык спать. Перестраивать его не следует.
Необходимо внимательно отнестись к своему питомцу, правильно подготовить его к периоду покоя и организовать для него место для спячки. На форумах часто обсуждают, как определить, когда ёж готовится к зимнему периоду:
- у ежа увеличивается аппетит. Ему рекомендуют давать калорийную пищу. Варёную курятину заменяют сердечками и печенью;
- с этого момента начинают взвешивать питомца. Он должен прибавлять в весе;
- перед тем как впасть в спячку животное начинает есть меньше, масса тела немного снижается;
- с этого момента порцию для зверька уменьшают. Убирают из рациона мясо, сухой корм, витамины. Оставляют овощи, которые смешивают с молотыми сушёными насекомыми;
- к концу октября миски для еды из клетки убирают;
- одновременно с введением сезонной диеты для ёжика снижают температуру воздуха, доводят его до 5 С;
- клетку относят на балкон или в другое прохладное помещение;
- из клетки убирают беговое колесо, лабиринты, другие игрушки;
- ежа перестают выгуливать;
- для зимовки ежа в домашних условиях в клетку укладывают сено, чистые тряпки, салфетки. Он сам сделает себе тёплое гнездо;
- на балконе никто не должен беспокоить питомца. Перестают с ним играть и общаться;
- после всех приготовлений зверёк забирается в своё жилище, закрывает вход и впадает в спячку.
Спящих животных не следует беспокоить. Ёж сворачивается в плотный клубок. Невозможно определить его пульс и частоту дыхание. Домочадцам приходится только ждать весны. Искусственно создавать потепление, чтобы питомец быстрее проснулся, не рекомендуют.
Он сам выходит из состояния покоя, когда температура воздуха повышается, но произойти это должно в определённый период, в начале или в конце марта.
Подготовка ежей к холодному периоду требует особого внимания. Анималисты рекомендуют показать питомца ветеринару. Отказ от еды и потеря веса может стать причиной какого-либо заболевания. Не проводят подготовительный период, если питомец заболел. Его сначала надо вылечить. В противном случае он может не выйти из анабиоза.
Спячка ежей в домашних условиях может быть не такой продолжительной, как у животных в естественной среде. Необходимо проконсультироваться у заводчиков, как долго находятся в состоянии покоя родители зверька. Возможно, они остаются в анабиозе не более 3 месяцев, с декабря по март. В этом случае подготовку к спячке начинают позже, ближе к зиме.
Впавшие в спячку ежи могут издавать звуки. Чаще всего они мурлычут или тихонько пыхтят. Это означает, что им хорошо. Никакого дискомфорта они не испытывают. Если животные начинают кричать, то это является поводом для беспокойства.
Ежи кричат от боли или от испуга. Посторонние, но привычные уличные звуки их обычно не беспокоят. Если питомец после крика просыпается, его необходимо показать ветеринару.
ООД по рисованию «Как ежи готовятся к зиме»
василя юнусова
ООД по рисованию «Как ежи готовятся к зиме»
Цель: закрепить знания детей рисованию нетрадиционными способами.
— учить устанавливать зависимость внешнего вида животного от условий жизни;
— закрепить умения рисовать ватными палочками методом тычка, кистью методом примакивания;
— закрепить знания детей о подготовке к зиме диких животных;
— формировать представление детей о ежах.
— развивать художественно — творческие способности через использование нетрадиционных техник рисования.
— воспитывать любознательность, интерес к природе, чувство доброты к животным.
Средства реализации: листы бумаги с нарисованным ежиком без глаз, носа и иголок, гуашь, баночки с водой, кисть, ватные палочки, салфетки – на каждого ребенка.Картинки: «Осенний лес», «Еж», «Лесные звери готовятся к зиме».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседа о диких животных, загадки, заучивание пальчиковой гимнастики, физминутки.
Ход ООД:
Воспитатель: дети сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети стоят в круг
Встали мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе привет
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг здравствуй друг
Здравствуй весь наш дружный круг
Воспитатель: садитесь на свои места, ноги вместе спина прямая.Ребята послушайте стихотворение:
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Деревья листья сбросили,
Воспитатель: дети, про какое время года говориться в этом стихотворении?
Воспитатель: а сейчас какое время года?
Воспитатель: посмотрите на картину, и скажите, что изображено на ней?
Дети: на картине нарисован лес. Это осенний лес.
Воспитатель: внимательно посмотрите на осенний лес. Сколько здесь деревьев и растений. Какие листья на деревьях?
Дети: желтые, красные, оранжевые.
Воспитатель: что происходит с листьями осенью?
Дети: они желтеют и опадают
Воспитатель: как называется это явление?
Воспитатель: какое небо бывает осенью
Дети: оно серое, покрыто тучами
Воспитатель: а какое солнце бывает осенью?
Дети: греет слабо, светит неярко, часто прячется за тучи.
Воспитатель: а что происходит с травой? (трава вянет, сохнет, желтеет, отмирает, исчезает)
Воспитатель: кто живет в лесу?
Дети: в лесу живут дикие животные.
Воспитатель: а как готовятся к зиме дикие животные?
Дети: они меняют свои летние шубки на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться.
Воспитатель: посмотрите на картину и скажите, кто это?
Воспитатель: как медведь готовится к зиме?
Дети: ложиться спать в берлогу.
Воспитатель: как заяц готовиться к зиме?
Дети: меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: как белка готовиться к зиме?
Дети: готовит запасы орехов, грибов, ягод.
Воспитатель: сегодня мы побываем в гостях у одного обитателя леса. А у кого вы узнаете, когда послушаете стихотворение.
Повстречался ежик мне.
Нёс грибы он на спине.
-Добрый день, колючий еж!
Далеко ли ты живешь?
Ёжик глазками сверкнул
И в кусты скорей свернул.
Зашуршал сухой листвой,
Приглашая в домик свой.
Про кого это стихотворение?
Воспитатель: Осенью еж готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норке их стряхивает. И днем, и ночью трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую постельку. Потом заберется в свою нору, зароется в листья и заснет сладким сном на всю зиму.
А проснется уже весной.
Воспитатель: для того, чтобы защищаться от врагов, ежик сворачивается в клубок, чтобы спрятать голову, лапки и брюшко.
Воспитатель: ребята, в лесу было красиво, но ёжик грустил. А почему ёжику было грустно, кого ему в лесу не хватало?
Воспитатель: правильно, друзей. Давайте нарисуем ёжику друзей, чтобы он не грустил.
Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»
Воспитатель: покажите, как ежик ищет еду морщит носик, фыркает.
(дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф».)
Воспитатель: покажите, как ежик сердится, пыхтит.
(дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых»)
Ежик топал по тропинке (ходьба на месте маленькими шажками)
И грибочек нес на спинке, (руки за спину, чуть наклоняясь вперед)
А навстречу серый волк-
Голодный волк- серый бок,
Чтоб волку не попасться на зубок,
Ты, еж, свернись скорей в клубок (сесть на корточки)
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам нарисовать ежа.
(Дети садятся за столы (обратить внимание на осанку).)
Воспитатель: взгляните, что нарисовано на ваших листах бумаги.
Дети: ежик без иголок….
Воспитатель: глаза мы будем рисовать ватными палочками, а иголки кисточкой. (объяснение и показ воспитателя)
Воспитатель: колючки у ежа растут только на спинке, а мордочка без колючек. Посмотрите, я покажу вам, как рисовать иголочки у ёжика. Я беру в руку кисточку, смочу в воде, сниму лишнюю каплю о край баночки, осушу о салфетку, наберу краску коричневого цвета на весь ворс кисти, сниму лишнюю краску о край баночки и начинаю закрашивать, приставляю кисть к бумаге и убираю. Ёжик получается пушистый, хорошо видны его иголки. Промою эту кисть, осушу её о салфетку и возьму ватную палочку. Наберу теперь краску чёрного цвета, аккуратно закрашу носик, глазик, хвостик и лапки ежа. Вот такой забавный и колючий ёжик у меня получился. (воспитатель показывает образец)
Воспитатель: прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальцы
Ежик, ежик колкий, (пальцы двух рук сплетены в замок).
Покажи иголки (движения кистями вправо-влево).
Вот они, вот они, вот они (пальцы выпрямляются, кисти
сложены в замок).
Ежик, ежик колкий (движения кистями вправо-влево).
Спрячь свои иголки.
Раз и нет иголок (пальцы складываются в замок)
Воспитатель: Теперь возьмите в руку кисточку, держите тремя пальцами правой руки, и покажите в воздухе, а теперь приступайте к работе.
Ещё раз вспомним, что колючки у ежа растут только на спинке, а мордочка без колючек.
Воспитатель: дети, кого мы рисовали, медведя?
Воспитатель: а сможет ли наш еж защититься, если повстречается с врагом?
И каким образом?
Дети: да, мы ему нарисовали иголки, он сможет свернуться в клубок.
Воспитатель: правильно! Молодцы!
Конспект НОД «Как животные готовятся к зиме» Задачи: — Формировать представления о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме. -Воспитывать.
Конспект ООД по познавательному развитию «Как дикие животные к зиме готовятся» Цель: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Развивать память, внимание и речь.
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Как животные готовятся к зиме» Тема: «Как животные готовятся к зиме». Цель: Формирование представлений о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов.
Конспект занятия «Как звери готовятся к зиме» Программное содержание: Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия:.
«Как дикие животные готовятся к зиме». Конспект НОД Тема занятия: «Как дикие животные готовятся к зиме». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Конспект НОД «Как дикие животные к зиме готовятся» Конспект НОД «Как дикие животные готовятся к зиме» Задачи: Обобщить представления детей о жизни диких животных в осенне-зимний период. Закрепить.
Презентация «Как дикие животные готовятся к зиме» 2 слайд Собрались и полетели Утки в дальнюю дорогу. Под корнями старой ели Мастерит медведь берлогу. Заяц в мех оделся белый, Стало зайчику.
Проект «Как животные готовятся к зиме?» Проблема: Как дикие животные зимуют? Цель: Формировать у детей средней группы представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Проект «Как животные готовятся к зиме» в средней группе Проект «Как звери готовятся к зиме». Тип проекта: информационно-исследовательский. Длительность: краткосрочный Участники проекта: дети.
Проект «Как животные и птицы готовятся к зиме?» Проект «Как животные и птицы готовятся к зиме?» Паспорт проекта. Участники проекта: дети средней группы «Колокольчик», воспитатель. Вид.
Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Тема: «Ёж готовится к зиме»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Конспект интегрированного занятия
Образовательные области : Коммуникация, Познание, Творчество
Разделы: Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование.
Тема: «Ёж готовится к зиме»
Цель: узнать, как еж готовиться к зиме?
Задачи: Учить детей понимать природные взаимосвязи. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Формировать умение дополнять рисунок деталями. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сочувствие, желание помочь.
Предварительная работа
Чтение стихов про осень, отгадывание загадок о животных, рассматривание картин с лесными животными осенним пейзажем.
Словарная работа: еж –ежиха, ежонок-ежата.
Оборудование: картины с изображением осеннего леса, макеты деревьев, игрушка ёж, корзинка с природным материалом, опорные схемы для составленияописательного рассказа, магнитофон, аудиокассета с записью рассказа о ёжике, материалы для рисования (краски, карандаши, фломастеры)
1.Мотивационно- побудительная деятельность
Воспитатель:
В лес осенний, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой» между расставленными осенними картинами, макетами осенних деревьев.
Воспитатель: А знаете, кто так красиво украсил наш лес? Это волшебница-осень! Очень она постаралась. По каким приметам мы узнаем, что пришла осень?
Ответы детей ( чаще идет дождь, дни короче, листопад, холодно…)
Входит Осень
Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Я немного задержалась,
Всё трудилась, наряжалась!
Раздавала всем осинкам
Разноцветные косынки
Яркие, приметные,
Издали заметные!
А пока к вам в гости шла,
Вот кого в лесу нашла!
2.Организационно- поисковая деятельность
(Осень показывает игрушечного ёжика)
-Ёжик (ответы детей)
— Ребята, ежик потерялся от своей ежиной семьи, а скоро наступит зима и он не знает, как подготовиться к зиме. А вы, ребята, знаете, что делают зимой ежи и как они к ней готовятся?
Осень : Ребята, давайте поможем бедному ежику найти свою семью и подготовиться к зиме. Для того что бы помочь ёжику нам нужно самим узнать всё о них. А что бы больше узнать о ежах мы с вами будем работать в трёх центрах. В моем осеннем лесу всё волшебное. У меня здесь три волшебные полянки (центры). Сначала мы разделимся на две подгруппы и поработаем в двух центрах. (У кого эмблемы с карандашами, тот проходит на полянку «Волшебного карандаша». На полянке волшебного карандаша мне нужны помощники для раскрашивания картинок. Из которых мы узнаем, что любят есть ежи. (Дети выполняют задания самостоятельно, используя разные материалы: краски, карандаши, фломастеры)
У кого эмблема с наушниками, тот проходит на полянку, которая называется «Хочу всё знать?». Вторая полянка «Хочу всё знать?» так же волшебная. (Дети вместе с воспитателем слушают рассказ на аудиозаписи). На этой полянке ёжик расскажет нам о себе. Нам надо внимательно послушать, чтобы рассказать другим ребятам всё, что мы узнаем о ежах.
Рассказ о жизни ежа (можно заменить видио)
Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание). А вы можете повторить? (Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).
Сначала мы – ежата были совсем голенькие. А потом у нас стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками. Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.
Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и – пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.
От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так.
После выполнения заданий дети меняются местами.
Осень: Молодцы! Внимательно слушали (достает из корзинки спрятанного ёжика-куклу перчатку). Посмотрите, кто тут спрятался.
Ёжик: Здравствуйте, ребята!
Осень: Давайте поиграем с ежиком
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши).
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах).
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши).
Научили топать — Топ-топ-топ.
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах).
Бегают на месте
Осень: Вот мы с вами порисовали, послушали рассказ о ежах, поиграли, но у нас есть ещё одна волшебная полянка. Полянка называется «Знайка». Дети садятся вокруг мольберта на котором закрытые картинки с изображением ежей. Чтобы ёж смог встретиться со своей семьёй, нам нужно выполнить следующие задания.
Задание 1. Рассказать по опорной схеме, что мы знаем о ежах.
Задание 2. Отгадайте загадку
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёжик)
Задание 3.
Д/и «Где, чей хвост?» (На мольберте рисунок с изображением животных, назови животное , покажи, где, чей хвост)
Воспитатель открывает картинку с изображением ежиной семьи. Ребята наш ёж нашел свою семью и узнал, как подготовиться к зиме.
Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Тощий, худой ежик до весны не доживет. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться. Кормиться еж ночью. А что же ест еж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается еж со змеей, то непременно ее одолеет. Еще любит ежик лесные яблоки, ягоды, грибы.
Ёжик: Большое спасибо, ребята! У меня появилось очень много замечательных друзей. Примите от меня в подарок лесные дары для ваших будущих поделок. (Дарит корзину с шишками, желудями, орехами)
Осень: Дети! Посмотрите, какой волшебный лес (Музыка) . Да разве это лес! Это сказка полная чудес. Эту сказку, слушая, поймёшь, как прекрасен мир, где ты живёшь!
Знать — как готовятся ежи к зиме.
Иметь представления – об осени, о животных леса
Уметь – составить описательный рассказ по опорной схеме о ёжике.
Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Тема: «Ёж готовится к зиме»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Конспект интегрированного занятия
Образовательные области : Коммуникация, Познание, Творчество
Разделы: Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование.
Тема: «Ёж готовится к зиме»
Цель: узнать, как еж готовиться к зиме?
Задачи: Учить детей понимать природные взаимосвязи. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Формировать умение дополнять рисунок деталями. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сочувствие, желание помочь.
Предварительная работа
Чтение стихов про осень, отгадывание загадок о животных, рассматривание картин с лесными животными осенним пейзажем.
Словарная работа: еж –ежиха, ежонок-ежата.
Оборудование: картины с изображением осеннего леса, макеты деревьев, игрушка ёж, корзинка с природным материалом, опорные схемы для составленияописательного рассказа, магнитофон, аудиокассета с записью рассказа о ёжике, материалы для рисования (краски, карандаши, фломастеры)
1.Мотивационно- побудительная деятельность
Воспитатель:
В лес осенний, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой» между расставленными осенними картинами, макетами осенних деревьев.
Воспитатель: А знаете, кто так красиво украсил наш лес? Это волшебница-осень! Очень она постаралась. По каким приметам мы узнаем, что пришла осень?
Ответы детей ( чаще идет дождь, дни короче, листопад, холодно…)
Входит Осень
Осень:
Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Я немного задержалась,
Всё трудилась, наряжалась!
Раздавала всем осинкам
Разноцветные косынки
Яркие, приметные,
Издали заметные!
А пока к вам в гости шла,
Вот кого в лесу нашла!
2.Организационно- поисковая деятельность
(Осень показывает игрушечного ёжика)
-Ёжик (ответы детей)
— Ребята, ежик потерялся от своей ежиной семьи, а скоро наступит зима и он не знает, как подготовиться к зиме. А вы, ребята, знаете, что делают зимой ежи и как они к ней готовятся?
Осень : Ребята, давайте поможем бедному ежику найти свою семью и подготовиться к зиме. Для того что бы помочь ёжику нам нужно самим узнать всё о них. А что бы больше узнать о ежах мы с вами будем работать в трёх центрах. В моем осеннем лесу всё волшебное. У меня здесь три волшебные полянки (центры). Сначала мы разделимся на две подгруппы и поработаем в двух центрах. (У кого эмблемы с карандашами, тот проходит на полянку «Волшебного карандаша». На полянке волшебного карандаша мне нужны помощники для раскрашивания картинок. Из которых мы узнаем, что любят есть ежи. (Дети выполняют задания самостоятельно, используя разные материалы: краски, карандаши, фломастеры)
У кого эмблема с наушниками, тот проходит на полянку, которая называется «Хочу всё знать?». Вторая полянка «Хочу всё знать?» так же волшебная. (Дети вместе с воспитателем слушают рассказ на аудиозаписи). На этой полянке ёжик расскажет нам о себе. Нам надо внимательно послушать, чтобы рассказать другим ребятам всё, что мы узнаем о ежах.
Рассказ о жизни ежа (можно заменить видио)
Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры. А сколько всего, знаете? Пятеро ежат. Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание). А вы можете повторить? (Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).
Сначала мы – ежата были совсем голенькие. А потом у нас стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками. Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.
Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и – пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.
От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так.
После выполнения заданий дети меняются местами.
Осень: Молодцы! Внимательно слушали (достает из корзинки спрятанного ёжика-куклу перчатку). Посмотрите, кто тут спрятался.
Ёжик: Здравствуйте, ребята!
Осень: Давайте поиграем с ежиком
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши).
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах).
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши).
Научили топать — Топ-топ-топ.
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах).
Бегают на месте
Осень: Вот мы с вами порисовали, послушали рассказ о ежах, поиграли, но у нас есть ещё одна волшебная полянка. Полянка называется «Знайка». Дети садятся вокруг мольберта на котором закрытые картинки с изображением ежей. Чтобы ёж смог встретиться со своей семьёй, нам нужно выполнить следующие задания.
Задание 1. Рассказать по опорной схеме, что мы знаем о ежах.
Задание 2. Отгадайте загадку
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёжик)
Задание 3.
Д/и «Где, чей хвост?» (На мольберте рисунок с изображением животных, назови животное , покажи, где, чей хвост)
Воспитатель открывает картинку с изображением ежиной семьи. Ребята наш ёж нашел свою семью и узнал, как подготовиться к зиме.
Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Тощий, худой ежик до весны не доживет. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться. Кормиться еж ночью. А что же ест еж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается еж со змеей, то непременно ее одолеет. Еще любит ежик лесные яблоки, ягоды, грибы.
Ёжик: Большое спасибо, ребята! У меня появилось очень много замечательных друзей. Примите от меня в подарок лесные дары для ваших будущих поделок. (Дарит корзину с шишками, желудями, орехами)
Осень: Дети! Посмотрите, какой волшебный лес (Музыка) . Да разве это лес! Это сказка полная чудес. Эту сказку, слушая, поймёшь, как прекрасен мир, где ты живёшь!
Знать — как готовятся ежи к зиме.
Иметь представления – об осени, о животных леса
Уметь – составить описательный рассказ по опорной схеме о ёжике.